Предотвратить легче, чем лечить — так говорят опытные медики. В автомобиле эта мудрость тоже применима.
Но началось, вообще-то, не с этого. Однажды я пробил колесо. Вроде бы, чего там поучительного? Поставил домкрат, открутил гайки, снял, вкатил новое и поехал дальше. А вот получилось так, что провозился часа три — проблема подстерегала в операции «снял». За несколько месяцев после сезонной смены резины между диском и ступицей образовался тонкий поясок коррозии, а посадка на моей машине у дисков на ступицы плотная. И вот — ни туда, ни сюда. В конце концов справился, конечно. Но время и нервы потратил.
Источник: 5koleso.ru
Через несколько дней заехал к приятелю, у него небольшой сервис, чтобы он что-то посоветовал, как в таких случаях поступать — бить молотком через деревяшку по диску или, как я видел в шиномонтажках, прямо кувалдой по резине?
— Дикий ты человек, Леха. Что тебе помешало еще при установке колес ступицу обработать? Нет, не солидолом, он оттуда мигом вымоется. Лучше медной смазкой. В нее включены крохотные частицы меди, которые препятствуют срастанию деталей. Кстати, та же история с коллекторами, особенно выпускным. Тут гайка со шпилькой срастаются так, что еще за счастье, если вывинтится шпилька из головки. Нередко она просто обламывается, и последующие проблемы даже описывать муторно. На старинных машинах в это место еще на заводе ставили гайки из медного сплава. Сейчас, конечно, времена не те, медь — материал ценный и тратить его на цельную гайку неоправданно. А вот если довелось снимать коллектор, обработать резьбу шпильки медной смазкой — просто милое дело. Органика смазки под влиянием температуры там, конечно, не удержится, выгорит, а медные частицы останутся, как останется и возможность в следующий раз, даже через много времени, легко открутить гайки.
Собственно, всю приятельскую лекцию пересказывать не буду, но существенные моменты могут быть вам интересны.
На самом деле мест, где желательно применять медную смазку, в машине не так мало — это те резьбовые соединения, где действует высокая температура и агрессивная среда. В частности, невредно обработать резьбы элементов выпускного тракта (лямбда-зонды, шпильки коллекторов и прочее), свечей зажигания или накаливания, тормозной системы (направляющие суппортов, а также нерабочие стороны тормозных колодок). Естественно, нужно быть большим педантом, чтобы делать это заранее по всем проблемным точкам в режиме «отвинтил-смазал — ввернул на место». Обычным пользователям это избыточно, но если кому-то хочется сохранить машину до антикварного возраста, почему нет? Не нужно только забывать, что перед обработкой следует хорошо очистить детали от коррозии.
В продаже встречаются медные смазки в двух формах — консистентные и аэрозольные. Какими пользоваться — вопрос привычки и удобства. Аэрозольные хороши тем, что можно провести обработку не запачкав рук, состав менее вязкий и его проникающая способность поэтому выше. Но и проблем при производстве таких составов хватает, изготовить их сложнее. Требуются специальные компоненты, препятствующие образованию комочков меди и для поддержания частиц в виде взвеси, сами частицы нужны более мелкие.
Отвечая на спрос, но не имея нужных технологий, некоторые производители выпускают то, что сложно назвать смазкой медной: меди там практически нет, зато есть сплав (порошок) разнородных металлов с имитирующим медь красителем. Пользы в ней мало, а обычному покупателю на глаз лукавства не заметить — ведь обработанное не разбирают регулярно.
К слову сказать, у приятеля-сервисмена на полке стоял баллончик в приметной «астрохимовской» раскраске. Давно применяет, результаты хорошие, в составе немецкий медный порошок. Весьма экономична в использовании, так как наносится тонким равномерным слоем и не стекает с вертикальной поверхности. Себе, вероятно, такую же куплю, ступицы обработаю, потом еще несколько болтов в планах, когда буду суппорты снимать.
Вот еще что я у него спросил:
— Ты же ремонтник. Ну, приехал к тебе клиент, ты сделал, качественно сделал, и ведь, скорее всего, обратно откручивать не придется или придется очень нескоро. Есть ли смысл в меди? Одно дело своя машина, любая поломка в головную боль. А клиентская?
— Ну, знаешь! Это ты брось. Меня так учили, вернешься ты к этому болту или нет, а нужно сделать так, чтобы если и не тебе, а другим это было удобней и проще. Пусть этот клиент не приедет, но скажет другим. Вот, вроде у всех в отрасли застой, а у меня все подъемники заняты. А ты тоже ушами не хлопай, купи медную смазку, полезная штука.